Построение финансовой модели (Cashflow)
Урок 1. Планирование будущих потоков
(модель Cash Flow)
Вспомним из нашего примера, что в периоде мы генерировали убытки, при этом мы выяснили, что необходимо делать, чтобы выйти в прибыль в текущем периоде. В этом видео мы с вами начнем разбирать планирование потоков бизнеса на несколько лет вперед.

Почему важно планировать будущие потоки? Планирование дает четкое понимание – сможем ли мы в будущем «переварить» кризисные ситуации на рынке или осуществить плановые инвестиции, например, сделать ремонт.

Неправильное планирование может привести к следующим проблемам:
  • ты не сможешь расплатиться по кредитам;
  • ты не сможешь заплатить поставщикам;
  • ты не сможешь выплатить зарплату и налоги;
  • и можешь вовсе потерять бизнес.
Все это может случиться, если не делать прогноз по цене реализации, объемам продаж и расходам.
К примеру, не увеличивая стоимость реализации, ты можешь столкнуться со сложностями в оплате обязательных расходов, таких как возврат кредита или ремонт магазина.
К сожалению, именно из-за неправильного планирования многие компании «уходят в минус» и это приводит к плачевному исходу. В следующем видео мы разберем детальный пример.
Урок 2. Построение модели Cash Flow
Для эффективности усвоения материала рекомендуем заранее по ссылке ниже скачать шаблон прогноза CF и заполнять его в ходе просмотра видео.
Выручка
Выручка всегда складывается из двух составляющих:
- объем реализации в натуральном выражении (в штуках, килограммах и т.д.)
- цена реализации.
Для того, чтобы спрогнозировать объем реализации посмотри на свою реализацию в последние годы, планы по увеличению объемов реализации и потребность на рынке. Исходя из данных предпосылок, выбери что-то среднее.
Для прогноза цены реализации не забывай учесть, что цены растут из года в год. В нашем примере мы закладываем прирост цены на уровень инфляции около 5% ежегодно.
Себестоимость и валовая маржа
Спрогнозировать себестоимость можно, имея условные стоимости поставщиков товаров. Однако прогнозировать рентабельность по валовой марже (валовой прибыли) куда легче, т.к. данный подход будет взаимосвязан с вашими планами по наценке на товар.
Рассмотрим расчет валовой маржи. Предположим, что историческая рентабельность составляет 15%. При этом, мы ожидаем, что в 2020 г. откроется аналогичный магазин в соседнем доме. В связи с этим для того, чтобы быть более конкурентоспособным и привлекать клиентов ценой, мы можем заложить снижение рентабельности с 15 до 13%.
Зная рентабельность в процентном выражении, мы можем посчитать валовую маржу в денежном выражении. Для этого необходимо выручку умножить на рентабельность. А себестоимость – это и есть разница между выручкой и валовой маржой.
Расходы периода
Расходы периода включают административные расходы и расходы по реализации.
Спрогнозировать административные расходы возможно посмотрев на исторические данные по постоянным расходам. Постоянные расходы – это расходы, которые несет предприятие независимо от наличия выручки. В нашем примере, сложившийся исторически уровень вышеуказанных расходов составил 120 тыс. тенге. Не забываем про то, что цены на рынке также растут и необходимо заложить рост расходов на уровне инфляции.
Расходы по реализации зависят от уровня выручки. В связи с чем мы можем взять за основу для прогноза историческое отношение расходов по реализации к выручке. В нашем примере – это 2% от выручки.
Амортизация
Т.к. мы приняли решение отказаться от вложений средств в долгосрочные активы, амортизация в нашем случае будет отсутствовать. В другом случае можно спрогнозировать амортизацию на уровне 10% от балансовой стоимости основных средств (что будет говорить о полной амортизации актива в течение 10 лет).
EBITDA
Имея все вышеуказанные показатели, мы можем посчитать показатель EBITDA. Помним, что если при прогнозе расходов не учитывалась амортизация, то при расчете EBITDA возвращать обратно амортизацию не надо.
Оборотный капитал
Для расчета необходимого оборотного капитала нам следует понимать, сколько будет составлять финансовый цикл (см. урок «Понятие финансового цикла»). Для этого мы можем посмотреть на исторический цикл компании, а также откорректировать его в зависимости от возможных изменений в условиях оплаты со стороны поставщиков и покупателей.
Предположим, что наш цикл составляет 30 дней, соответственно, требуемый запас оборотного капитала на 1 цикл определяется как «годовая себестоимость / 365 дней * 30 дней».
Как мы видим, при росте плановой себестоимости, необходимый оборотный капитал на 1 цикл также прирастает, на что нам необходимо направлять часть операционной прибыли. В связи с этим изменение в оборотном капитале стоит со знаком «минус».
Инвестиции
Предположим, мы не планируем приобретать и продавать долгосрочные активы. Если бы у нас были долгосрочные активы, здесь могли быть предусмотрены расходы на ремонт недвижимости/оборудования.
Финансовый поток
В данном разделе необходимо спрогнозировать планируемые привлечения заемных и собственных средств, а также погашение основного долга и % по кредитам.
Прогноз поступления кредитных средств:
- так как в нашем примере мы привлекали кредит на пополнение оборотного капитала, который предназначен для временного закрытия разрывов в кассе и погашается с выручки, то привлечение кредитных средств не отражается в прогнозе поступлений от финансовой деятельности.
- при привлечении кредитов на инвестиционные цели, поступление кредита в обязательном порядке отражается в притоках от финансовой деятельности.
Прогноз погашений по кредитам:
Погашение кредита закладывается согласно графику погашения, который указан в договоре. Так как привлеченный кредит был направлен на пополнение оборотного капитала, то планируемые выплаты основного долга в финансовых оттоках не отражаются. Отражаются только выплаты % по займу. В данном случае, если мы планируем полное использование кредитного лимита, то мы можем рассчитать, сколько мы будем платить % от всей суммы линии в год. Для этого умножаем лимит в 11 400 тыс. тенге на 15% годовых. Однако стоит напомнить, что сейчас мы строим прогноз потоков только для одной продуктовой линейки (не для всего ассортимента товаров). Предположим, что для данной линейки мы освоим только 20% от всей кредитной линии, соответственно полученный платеж по % умножаем еще на 20%.
Прогноз выплаты дивидендов: Только после учета вышеуказанных статей можно анализировать, будет ли денежная возможность для выплаты дивидендов. Как мы помним, дивиденды распределяются, когда есть сгенерированная чистая прибыль, однако, стоит также оценивать фактическое наличие денежных средств для выплаты дивидендов.
Чистая прибыль
Зная расходы по процентам, мы можем рассчитать чистую прибыль. В случае, если мы генерируем прибыль, необходимо так же спрогнозировать платежи по налогам. Корпоративный подоходный налог составляет 20% от прибыли.
Операционный денежный поток
Исходя из чистой прибыли, мы можем рассчитать операционный денежный поток. Для этого к чистой прибыли необходимо прибавить амортизацию (при ее наличии), финансовые расходы и учесть корректировки на изменение в оборотном капитале.
Итого денежный поток
Складывая операционный поток с инвестиционным и финансовым потоками, мы можем посчитать чистый денежный поток и остатки денег на конец периода (что является накоплением чистого денежного потока за все периоды).
Как видишь, денежный поток во всех периодах отрицательный, значит, у компании будет возникать кассовый разрыв в каждом году (дефицит денежных средств). Следует подумать над тем, как нарастить операционные потоки и снизить финансовые расходы.
Если взглянуть на рентабельность по EBITDA, то мы видим, что основную долю валовой маржи съедают расходы периода и, значит, проблема кроется там. Стоит задуматься над тем, чтобы сократить данные расходы.
Урок 3. Построение прогноза (задание)
Теперь давай самостоятельно построим прогноз потоков для второй продуктовой линейки – высокомаржинальные продукты от 10 000 тенге. По ссылке ниже скачай и распечатай шаблон Cashflow. Задача - построить прогноз Cashflow, на основании следующих предпосылок:

1. Выручка. Предположим, ты планируешь продавать по 10 000 единиц товара в год без роста. Цена реализации - 10 000 тенге за единицу с ежегодной инфляцией 5%.
2. Себестоимость и валовая маржа. Ты уже имеешь договоренность с поставщиками о приобретении товара по 5 000 тенге за единицу. При этом ты предполагаешь, что в будущем цены будут расти на уровень инфляции – 5% в год.
3. Расходы периода. Административные расходы планируются на уровне 120 тыс. тенге в мес., с ежегодным ростом на 5%. Расходы по реализации составляют 2% от выручки.
4. Оборотный капитал. Финансовый цикл составляет 20 дней.
5. Финансовые расходы. Предположим, что на вторую продуктовую линейку предполагается направить кредитные ресурсы в размере 2% от суммы линии. Сумма линии по пополнению оборотного капитала составляет 11 400 тыс. тенге, процентная ставка - 15% годовых.

Имея все вышеуказанные показатели, рассчитай последовательно:
1. Выручку
2. Себестоимость
3. Административные расходы в год
4. Расходы на реализацию
5. Изменение в оборотном капитале
6. Финансовые расходы
7. Показатель EBITDA
8. Чистую прибыль
9. Операционный денежный поток
10. Финансовый денежный поток
11. Итого денежный поток
Начни расчёт показателей во вкладке «Предпоссылки», затем перенеси данные во вкладку «CF».
Выполненное задание необходимо направить на проверку: finance.pro.kz@gmail.com
По ссылке ниже скачай ответ Casfflow и сравни со своей таблицей в прошлом задании.

Вывод:

Как видишь, денежный поток во всех периодах положительный, так как мы рассмотрели высокомаржинальный продукт, то есть наценка на товар составляет 50%. Данной маржи достаточно для покрытия всех расходов периода и расходов по выплате процентов и налогов.

Ты можешь посмотреть, как будет меняться прибыль и платежеспособность, если увеличивать себестоимость или снижать цену на товар. Также можно посмотреть, как будут меняться показатели, если снижать объемы реализации.

Поздравляем, ты завершил тему 12 нашего курса!
Готов приступить к теме 13?
Made on
Tilda