Считаем чистую прибыль
Урок 1. Зачем надо знать чистую прибыль?
Зачем знать чистую прибыль?
Урок 2. Считаем чистую прибыль
Как посчитать прибыль?
По нашим наблюдениям, на казахстанском рынке, микро и малый бизнес не знают свою прибыль. Владельцы таких компании чаще всего оперируют деньгами: сколько денег пришло минус сколько ушло – это, по их мнению, и есть прибыль. Но на самом деле не все так просто...Итак, что же необходимо сделать для того, чтобы посчитать свою прибыль? Для начала:
  • Берем за основу Отчет о прибылях и убытках. Скачай шаблон ниже по ссылке.
  • Мы уже поняли, что Отчет о прибылях и убытках отвечает на главный вопрос собственника — сколько бизнес заработал. Его составляют на месяц, квартал или год. Рекомендуем считать свою чистую прибыль ежемесячно!
  • Также, совет: старайся вести данный отчет для разных продуктовых линеек отдельно, т.к. их природа и экономика могут существенно отличаться.
    1
    Выручка

    Запомни главное правило: выручка ≠ деньги в кассе.
    Выручка (либо доход) — это деньги, которые клиент должен за то, что ты ему сделал: отгрузил товар, оказал услугу и т.д. При этом не важно, получил ты уже оплату от клиента или нет. Считай выручку по подписанным актам. Формула такая:
    Выручка = кол-во исполненных сделок * средний чек сделки
    2
    Операционные расходы

    это все расходы компании, кроме дивидендов собственнику и инвестиций. Например, закуп товара, зарплата, аренда, оплата подрядчикам и т.д. Разобьем для удобства операционные расходы на постоянные и переменные. И те, и другие учитываются в отчете.

    Постоянные расходы - это то, за что мы платим каждый месяц: аренда офиса, интернет, канцтовары, фиксированная зарплата бухгалтера. Это те расходы, которые необходимо нести независимо от наличия выручки.

    Переменные расходы - это расходы, которые меняются вместе с выручкой. Например, отгрузили товара на 300 тыс. тенге — расходов вышло на 200 тыс. тенге. Также - с зарплатой менеджера по продажам. Сделал выручку
    - получил процент от продаж, не сделал - не получил.
    3
    Прибыль есть, а денег нет?

    Представь, что ты работал целый месяц, каждый день делал несколько продаж, а в неделю проводил по 10 встреч. В итоге, выручка выросла в два раза, а чистая прибыль составила 2 млн. тенге. Заходишь в предвкушении в интернет-банк, а на счету только 500 тысяч. Где остальные? О том, где «застряли» твои деньги, расскажет балансовый отчет. А именно, необходимо смотреть на статью «дебиторская задолженность».
    Урок 3. Как управлять чистой прибылью
    Сколько вынимать из бизнеса?

    Частая ситуация попадания в кассовый разрыв — собственник выводит себе в карман больше, чем можно. В итоге у компании не хватает денег, чтобы нормально расплачиваться с поставщиками, сотрудниками и так далее. Так как и сколько выводить денег из бизнеса, чтобы неожиданно не закрыться?

    Для начала стоит понимать, что «прибыль компании ≠ прибыль собственника». То есть, если по отчету ОПиУ сформирована прибыль, это не означает, что все деньги можно выводить. Ниже приведены 3 основные стратегии распределения чистой прибыли.

    Какую стратегию выбрать – дело твое. Зависит от того, насколько ты себя любишь, сколько денег хочешь и когда. Главное, чтобы собственник бизнеса был доволен, а бизнес рос.

    Итак, 3 стратегии распределения чистой прибыли:
    Всё моё
    Сколько компания заработала - столько и выводим себе на квартиру, машину и прочее. Так тоже можно, когда ты работаешь, например, один. Выводишь себе все деньги, а потом вкладываешь в бизнес по мере надобности. Но если у тебя работают люди, есть поставщики, затраты на производство, на такой стратегии далеко не уедешь. Не будешь вкладывать в развитие, бизнес ляжет на дно.
    Развитие
    Всю прибыль ты вкладываешь в «прокачку» бизнеса, себе не берешь ни копейки. Вкладывая прибыль обратно в бизнес, ты обеспечиваешь рост компании.
    Компромисс
    Часть прибыли ты оставляешь в компании на развитие, часть берешь себе для мотивации. В идеале оставлять ровно столько, сколько надо компании на развитие и на «черный» день, остальное - себе.
    Советы:
    1. Чтобы не потратить чужие деньги, надо понимать, сколько чужих денег в твоем бизнесе. Это могут быть деньги поставщиков, которым ты еще не заплатил за поставку, или деньги клиентов, которые дали аванс за работу, или деньги кредиторов.
    Чтобы понять, сколько денег твоих, а сколько - чужих всегда смотри на балансовый отчет.

    2. Обязательно надо понимать, куда может быть направлена чистая прибыль, чтобы компания оставлась на плаву в краткосрочном и долгосрочном будущем:

    - на пополнение оборотного капитала. Чтобы не допустить кассовых разрывов или увеличить оборот компании, чтобы начать масштабировать бизнес.

    - на инвестиции. На ремонт зданий, оборудования и на приобретение активов, чтобы те приносили выгоду в будущем.
    Поздравляем, ты завершил тему 5 нашего курса!
    Готов приступить к теме 6?
    Made on
    Tilda