Учет притока и оттока денег
Урок 1. Собираем потоки денег в отчете
Как учитывать приход и уход денег?
Веди учет притока и оттока денег компании. Для этого ты можешь использовать шаблон (см. ссылку ниже), который похож на отчет ОДДС, построенный прямым методом. Отчет будет показывать, сколько и когда «пришло» и «ушло» денег у компании. Необходимо фиксировать каждую операцию!!! Благодаря этому отчету ты увидишь:
  • на что ты тратишь больше всего денег;
  • сколько денег было в начале каждого дня/месяца и хватит ли денег на оплату аренды, выплату зарплаты, расчеты с поставщиками и т.д. на следующий день/ в следующем месяце.
Когда перед тобой видны все движения денег, ты сможешь планировать будущие оттоки.
ОДДС проще всего вести в Exel. Но есть минимум 6 правил, которые помогут превратить таблицу с цифрами в полноценный управленческий отчет. Ниже мы разберем эти правила:
1. Сгруппируй статьи доходов и расходов
В малом бизнесе количество доходных и расходных статей доходит до 50–60 в месяц. Чтобы строки в таблице не смешивались "в кашу", разобьем статьи по категориям.

Ищем в таблице статьи, которые можно объединить по смыслу. Сгруппируем: воду в офис, канцелярию, аренду офиса в одну статью «офис». При этом глобальную категорию назовем статьей, а входящие в нее операции - субстатьями. Точно также объедини операции по другим направлениям.

Когда ты сгруппируешь расходы и доходы, у тебя будет четко продуманный список статей, в каждом из которых несколько субстатей. Чем меньше статей - тем лучше. Оптимальное количество - 20-25. Так будет проще находить нужные операции по месяцу.
2. Раздели потоки на 3 вида деятельности
Если в кассе есть деньги, нормальный бизнесмен хочет их куда-нибудь вложить. Но если ты сегодня покупаешь станок, а через 5 дней тебе необходимо выдавать зарплату, денег на всё может не хватить. В итоге ты берешь деньги из одного направления, чтобы профинансировать другое. Разделяй денежные потоки на 3 вида деятельности:

Операционная деятельность. Сюда входят расходы, связанные с ежедневной работой компании: закуп сырья, оплата подрядчикам, аренда офиса.

Инвестиционная деятельность. Включает покупку, продажу и обслуживание основных средств предприятия: покупку оборудования, разработку нового сайта. Это расходы, которые будут нести пользу много лет.

Финансовая деятельность. Это кредиты и займы для финансирования компании: занимаем деньги, берем кредиты, выплачиваем дивиденды.

Если в каком-то направлении не хватает денег на расходы, можно взять из другого направления. При этом важно просчитать все риски и подумать, как их избежать.
3. Отчет для каждого направления бизнеса необходимо вести отдельно
Если у тебя несколько направлений в бизнесе, раздели денежные потоки и веди таблицу на отдельном листе файла. Например, ты продаешь товары оптом и в розницу - это разные направления, т.е. у тебя будет 2 листа или 2 файла
4. Собери отчет ОДДС для всей компании и анализируй его раз в месяц
После того, как компания прожила один месяц, можно собрать ОДДС (прямым методом) по всей компании, чтобы увидеть, какая часть бизнеса принесла больше всего денег и, наоборот, израсходовала деньги
5. Собери все кошельки в одном месте
Если у тебя 3 кассы, 2 карты, онлайн-кошелек и наличка - легко запутаться. Когда все кошельки в одном месте, ты можешь контролировать денежные потоки. Необходимо свести все кошельки в одну таблицу
6. Не смешивай личные деньги с рабочими
Собственник покушал в кафе и заплатил рабочей картой 2 000 тенге. В таблицу внести этот расход он забыл, поэтому у бухгалтера пропали деньги в отчете. Собственник не вспомнил про кафе и отругал бухгалтера по всем правилам. Кто виноват?

Чтобы личные траты не мешали бизнесу, назначь себе зарплату. Плати себе, как и другим сотрудникам - раз в месяц. Это правильно с точки зрения финансовой грамотности и честно по отношению к сотрудникам. Бухгалтер ни в чем не виноват:)
И, самое главное, в управлении деньгами: после того, как ты сведешь остатки денег на конец дня, всегда закидывай остаток на депозит (даже на 1 ночь) – деньги должны «работать» и приносить деньги!
Поздравляем, ты завершил тему 7 нашего курса!
Готов приступить к теме 8?
Made on
Tilda